Двигатель 16-и клапанный, 1,5 л, Р4, DOHC (два распределительных вала)
Верхняя часть двигателя
1. КРЫШКА СВЕЧЕЙ 2. ПРОВОДА ВЫСОКОГО НАПРЯЖЕНИЯ 3. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПРОВОД ВЫСОКОГО НАПРЯЖЕНИЯ 4. КРЫШКА ЗАЛИВНОЙ ГОРЛОВИНЫ 5. УПЛОТНЕНИЕ КРЫШКИ 6. СВЕЧА ЗАЖИГАНИЯ 7. КРЫШКА КЛАПАННОГО МЕХАНИЗМА 8. БОЛТ Мб 9. БОЛТ 10. ШАЙБА 11. ДЕРЖАТЕЛЬ ПУЧКА СВЕЧНЫХ ПРОВОДОВ 12. БОЛТ Мб 13. КРОНШТЕЙН КРЕПЛЕНИЯ СВЕЧНЫХ ПРОВОДОВ 14. САПУННЫЙ ШЛАНГ 15. ПРОКЛАДКА КРЫШКИ 16. КАТУШКА ЗАЖИГАНИЯ 17. ВИНТ 18. ПЕРЕДНЕЕ УПЛОТНЕНИЕ РАСПРЕДВАЛА 19. РАСПРЕДВАЛ 20. ТОЛКАТЕЛЬ КЛАПАНА С ГИДРОКОМПЕНСАТОРОМ 21. ТАРЕЛКА КЛАПАННОЙ ПРУЖИНЫ 22. СУХАРЬ КЛАПАНА 23. КЛАПАННАЯ ПРУЖИНА 24. УПЛОТНЕНИЕ СТЕРЖНЯ КЛАПАНА 25. БОЛТ М8 26. РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ ЗАЖИГАНИЯ 27. ЗАДНЯЯ КРЫШКА ПОДШИПНИКА РАСПРЕДВАЛА 28. ВИНТ М6 29. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ КРЫШКА ПОДШИПНИКА РАСПРЕДВАЛА 30. БОЛТ ГОЛОВКИ ЦИЛИНДРОВ 31. ШАЙБА 32. ПЕРЕДНЯЯ КРЫШКА ПОДШИПНИ КА РАСПРЕДВАЛА 33. ГОЛОВКА БЛОКА ЦИЛИНДРОВ 34. КЛАПАН 35. ПРОКЛАДКА ГОЛОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ 36. ШПИЛЬКА ВЫПУСКНОГО ТРУБОПРОВОДА 37. ШАЙБА 38. ГАЙКА 39. ПОДЪЕМНАЯ ПРОУШИНА 40. ПРОКЛАДКА 41. ВЫПУСКНОЙ ТРУБОПРОВОД 42. ДАТЧИК КИСЛОРОДА 43. ПРОКЛАДКА ФЛАНЦА ВЫПУСКНОЙ ТРУБЫ 44. СДВОЕННАЯ ВЫПУСКНАЯ ТРУБА 45. ШПИЛЬКА ВЫПУСКНОЙ ТРУБЫ 46. ШАЙБА 47. ГАЙКА 48. БОЛТ М8 49. КОРПУС ТЕРМОСТАТА 50. УПЛОТНЕНИЕ |
51. ТЕРМОСТАТ 52. ЗАДНЯЯ КРЫШКА ЗУБЧАТОГО РЕМНЯ 53. НАТЯЖИТЕЛЬ РЕМНЯ 54. БОЛТ М8 55. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ РОЛИК 56. ШАЙБА 57. БОЛТ М8 58. НАСОС РУЛЕВОГО ГИДРОУСИЛИТЕ ЛЯ 59. БОЛТ М8 60. ШАЙБА 61. УПЛОТНЕНИЕ ПАТРУБКА НАСОСА 62. ЗУБЧАТЫЙ РЕМЕНЬ 63. ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО РАСПРЕДВАЛА 64. ШАЙБА 65. БОЛТ КРЕПЛЕНИЯ ЗУБЧАТОГО КОЛЕСА 66. КОНУСНАЯ ВТУЛКА КРЕПЛЕНИЯ КРЫШКИ 67. ДИСТАНЦИОННАЯ ВТУЛКА КРЕПЛЕНИЯ КРЫШКИ 68. ШПИЛЬКА КРЫШКИ РЕМНЯ 69. КРОНШТЕЙН 70. ШАЙБА 71. БОЛТ М8 72. УПЛОТНЕНИЕ ПЕРЕДНЕЙ КРЫШКИ РЕМНЯ 73. ПЕРЕДНЯЯ КРЫШКА 74. ШАЙБА 75. ВИНТ М6 76. КРОНШТЕЙН ВПУСКНОГО ТРУБОПРОВОДА 77. ВИНТ М8 78. ВИНТ М10 79. ПОДЪЕМНАЯ ПРОУШИНА 80. БОЛТ М8 81. ПЛАНКА ГЕНЕРАТОРА 82. БОЛТ М8 83. ДАТЧИК ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ 84. ДАТЧИК УКАЗАТЕЛЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ДВИГАТЕЛЯ 85. ТОПЛИВНЫЙ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТРУБОПРОВОД 86. РЕГУЛЯТОР ДАВЛЕНИЯ ТОПЛИВА 87. ТОПЛИВНАЯ ФОРСУНКА 88. БОЛТ М8 89. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПРОВОДА СИСТЕМЫ ВПРЫСКА ТОПЛИВА 90. ВАКУУМНЫЙ ШЛАНГ 91. ПРОКЛАДКА 92. ВПУСКНОЙ ТРУБОПРОВОД 93. ШПИЛЬКА ВПУСКНОГО ТРУБОПРОВОДА 94. ГАЙКА М8 95. БОЛТ М8 С ШАЙБОЙ 96. ПРОКЛАДКА 97. КОРПУС ДРОССЕЛЬНОЙ ЗАСЛОНКИ 98. БОЛТ М8 С ШАЙБОЙ 99. КРОНШТЕЙН КРЕПЛЕНИЯ ОБОЛОЧКИ ТРОСА ДРОССЕЛЬНОЙ ЗАСЛОНКИ 100. БОЛТ М8 101. ТРОС В ОБОЛОЧКЕ |
Нижняя часть двигателя
111. МАСЛЯНЫЙ ЩУП
112. НАПРАВЛЯЮЩАЯ ТРУБКА 113. ВТУЛКА ГОЛОВКИ ЦИЛИНДРОВ 114. БЛОК ЦИЛИНДРОВ 115. ВТУЛКА КАРТЕРА СЦЕПЛЕНИЯ 116. ЗАГЛУШКА 117. МАСЛЯНЫЙ ФИЛЬТР 118. ВТУЛКА МАСЛЯНОГО ФИЛЬТРА 119. ВТУЛКА 120. ПРОБКА 121. ВТУЛКА ПРОБКИ 122. БОЛТ С ШАЙБОЙ 123. КОЖУХ СЦЕПЛЕНИЯ 124. ВЕДОМЫЙ ДИСК СЦЕПЛЕНИЯ 125. БОЛТ 126. МАХОВИК 127. ЗАДНЕЕ УПЛОТНЕНИЕ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА 128. КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ 129. ВКЛАДЫШИ КОРЕННЫХ ПОДШИПНИКОВ 130. ВКЛАДЫШ СРЕДНЕГО УПОРНОГО КОРЕННОГО ПОДШИПНИКА 131. КРЫШКИ КОЖИНЫХ ПОДШИПНИКОВ 132. БОЛТ 133. ПРОКЛАДКА МАСЛЯНОГО ПОДДОНА 134. МАСЛЯНЫЙ ПОДДОН 135. СЛИВНАЯ ПРОБКА 136. ПРОКЛАДКА ПРОБКИ 137. БОЛТ 138. ШПОНКА 139. КРОНШТЕЙН И БОЛТ КРЕПЛЕНИЯ ПРИЕМНОГО МАСЛЯНОГО ПАТРУБКА 140. ПРИЕМНЫЙ ПАТРУБОК МАСЛЯНОГО НАСОСА 141. БОЛТ Мб 142. УПЛОТНЕНИЕ ПРИЕМНОГО МАСЛЯНОГО ПАТРУБКА 143. ПРОБКА РЕДУКЦИОННОГО КЛАПАНА (М20х1.5) 144. УПЛОТНЕНИЕ РЕДУКЦИОН НОГО КЛАПАНА 145. ПРУЖИНА РЕДУКЦИОННОГО КЛАПАНА |
146. ПЛУНЖЕР РЕДУКЦИОННОГО КЛАПАНА 147. МАСЛЯНЫЙ НАСОС 148. ШАРИК 149. ПЕРЕПУСКНОЙ КЛАПАН НАСОСА 150. УПЛОТНЕНИЕ 151. ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ СИГНАЛИЗАТОРА ПАДЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ МАСЛА 152. ПЕРЕДНЕЕ УПЛОТНЕНИЕ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА 153. ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА 154. УПЛОТНЕНИЕ КРЫШКИ 155. КРЫШКА 156. БОЛТ 157. ШКИВ 158. ШАЙБА 159. БОЛТ ШКИВА 160. БОЛТ Мб 161. ШЕСТЕРНЯ МАСЛЯНОГО НАСОСА 162. ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО МАСЛЯНОГО НАСОСА 163. КРЫШКА МАСЛЯНОГО НАСОСА 164. ВИНТ С ПОТАЙНОЙ ГОЛОВКОЙ 165. ПРОКЛАДКА МАСЛЯНОГО НАСОСА 166. БОЛТ ВОДЯНОГО НАС ОСА 167. ВОДЯНОЙ НАСОС 168. УПЛОТНЕНИЕ ВОДЯНОГО НАСОСА 169. ПРОБКА 170. ПАТРУБОК ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ 171. ШАТУННЫЙ БОЛТ 172. КРЫШКА ГОЛОВКИ ШАТУНА 173. КОМПЛЕКТ ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШЕЙ 174. ПОРШНЕВОЙ ПАЛЕЦ 175. ПОРШЕНЬ 176. КОМПЛЕКТ ПОРШНЕВЫХ КОЛЕЦ 177. БОЛТ С ШАЙБОЙ 178. ТРУБКА ВЕНТИЛЯЦИИ КАРТЕРА 179. ХОМУТ 180. ШЛАНГ ВЕНТИЛЯЦИИ КАРТЕРА 181. БОЛТ М8 182. СТАРТЕР 183. БОЛТ М8 184. КРОНШТЕЙН СТАРТЕРА |
Газораспределительный механизм двигателя
Головка блока цилиндров
Расположение меток I и Е при монтаже зубчатых колес
Рядный 4-цилиндровый, 4-тактный бензиновый двигатель водяного охлаждения оснащен двумя распределительными валами, которые расположены в головке цилиндров. 16 клапанов (по 4 на каждый цилиндр) установлены V-образно. Привод распредвалов осуществляет ся от коленчатого вала зубчатым ремнем. Один из двух распредвалов управляет группой впускных клапанов, а другой вал – выпускными клапанами. В приводе клапанов имеются гидравлические компенсаторы тепловых зазоров.
Блок цилиндров отлит из алюминиевого сплава и объединяет четыре расположенных в ряд цилиндра. В расточках блока цилиндров установлены чугунные гильзы.
Литая головка блока цилиндров из алюминиевого сплава выполнена по поперечной схеме продувки цилиндров. Компенсаторы зазоров установлены в приводе каждого клапана.
Кованый стальной коленчатый вал опирается на пять коренных подшипников с вставны ми вкладышами. Шатунные шейки расположены в одной плоскости через 180 градусов.
Чугунный распределительный вал установлен на пяти подшипниках в алюминиевом корпусе, который расположен сверху головки цилиндров. Вращение распределительному валу передается от коленчатого вала двигателя посредством зубчатого ремня и колеса, установленного на переднем конце распредвала.
Зубчатые колеса, установленные на обоих распределительных валах имеют одинако вую форму и маркированы буквами I и Е (соответственно для вала, управляющего впускными, и для вала, управляющего выпускными клапанами).
Новые распределительные валы, устанавливаемые на впускные и выпускные клапаны, взаимозаменяемы. Однако валы, бывшие в эксплуатации, не взаимозаменяемы.
Поршни изготовлены из алюминиевого сплава. На поршнях установлено по два компрессионных и по одному маслосъемному кольцу. Для уменьшения давления поршня на стенку цилиндра во время рабочего хода оси поршневых пальцев имеют поперечное смещение 0,35–1,65 мм относительно оси поршня.
В сопряжении поршневого пальца с поршнем используется подвижная посадка, а с верхней головкой шатуна – плотная посадка.
Движение клапанам передается непосредственно от кулачков распределительного
вала. Гидрокомпенсаторы, установленные в толкателях клапанов, способствуют снижению
шума двигателя. Конструкция привода клапанов удовлетворяет условиям напряженной
работы при высокой частоте вращения двигателя и позволяет уменьшить трудоемкость
технического обслуживания газораспределительного механизма.
Технические характеристики
Тип двигателя |
Рядный, 4-цилиндровый |
Рабочий объем |
1498 куб. см (1,5л) |
Диаметр цилиндра |
76,5 мм |
Ход поршня |
81,5 мм |
Степень сжатия |
9,2 |
Порядок работы цилиндров |
1–3–4–2 |
Цилиндры
Диаметр цилиндра |
76,495 – 76,505 мм |
Допустимая овальность |
0,013 мм |
Допустимая конусность |
0,013 мм |
Допустимая конусность в плоскости вращения кривошипа |
0,02 мм |
Поршни
Диаметр |
76,465 – 76,475 мм |
Зазор между поршнем и цилиндром |
0,02 – 0,04 мм |
Поршневые кольца
Зазоры в замке: | |
– верхнее компрессионное кольцо |
0,3 – 0,5 мм |
– нижнее компрессионное кольцо |
0,3 – 0,5 мм |
Зазор кольца в канавке: | |
– верхнее компрессионное кольцо |
0,060 – 0,092 мм |
– нижнее компрессионное кольцо |
0,050 – 0,082 мм |
Поршневые пальцы
Диаметр |
17,990 – 17,995 мм |
Зазор пальца в поршне |
0,01 – 0,02 мм |
Посадка пальца в головке шатуна |
Плотная |
Распределительные валы
Подъем впускного клапана |
8,5 мм |
Подъем выпускного клапана |
8,5 мм |
Осевой зазор вала |
0,04 – 0,06 мм |
Диаметры шеек вала: | |
– 1-я |
29,935 – 29,950 мм |
– 2-я |
26,935 – 26,950 мм |
– 3-я |
26,935 – 26,950 мм |
– 4-я |
26,935 – 26,950 мм |
– 5-я |
26,935 – 26,950 мм |
Диаметры отверстий подшипников: | |
– 1-й |
30,000 – 30.021 мм |
– 2-й |
27,000 – 27,021 мм |
– 3-й |
27,000 – 27,021 мм |
– 4-й |
27,000 – 27,021 мм |
– 5-й |
27,000 – 27,021 мм |
Зазоры в подшипниках |
0,050 – 0,086 мм |
Коленчатый вал
Коренные шейки: | |
– диаметр |
54,980 – 54,997 мм |
– допустимая конусность |
0,005 мм |
– допустимая овальность |
0,004 мм |
Коренные подшипники: | |
– зазоры |
0,015 – 0,040 мм |
Осевой зазор вала |
0,070 – 0,32 мм |
Шатунные шейки: | |
– диаметр |
42,971 – 42.987 мм |
– допустимая конусность |
0,005 мм |
– допустимая овальность |
0,004 мм |
Зазоры в шатунных подшипниках |
0,019 – 0,063 мм |
Боковой зазор в шатунном подшипнике |
0,070 – 0,242 мм |
Клапанный механизм
Компенсаторы зазоров |
Гидравлические |
Угол фаски клапанов (все клапаны) |
45° |
Угол фаски седел (все седла) |
45° |
Допустимая несоосность седла и втулки |
0,05 мм |
Допустимая несоосность фаски клапана |
0,015 мм |
Ширина седла |
1,2 – 1,6 мм |
Направляющие втулки: | |
– внутренний диаметр |
6 00 – 6,02 мм |
Диаметры стержней клапанов: | |
– выпускных |
5,955 – 5,970 мм |
– впускных |
5,935 – 5,950 мм |
Зазоры клапанов во втулках: | |
– впускной клапан |
0,030 – 0,065 мм |
– выпускной клапан |
0,050 – 0,085 мм |
Усилие / длина клапанных пружин: | |
– при открытом клапане |
556,5 – 603,5 Н/23 мм |
– при закрытом клапане |
247 – 273 Н/32 мм |
Масляный насос
Боковой зазор в зацеплении шестерен |
0,10 – 0,20 мм |
Радиальный зазор шестерни с внутренним зацеплением в корпусе |
0,11 – 0,19 мм |
Радиальный зазор шестерни с внутренним зацеплением в сопряжении с сегментом |
0,40 – 0,50 мм |
Радиальный зазор шестерни с наружным зацеплением в сопряжении с сегментом |
0,35 – 0,40 мм |
Торцевой зазор |
0,030 – 0,10 мм |
Глубина гнезда шестерен |
10,03 – 10,08 мм |
Диаметр гнезд шестерен: | |
– с наружным зацеплением |
41,00 – 41,025 мм |
– с внутренним зацеплением |
82,07 – 82,15 мм |
Диаметр шестерен: | |
– с наружным зацеплением |
40,95 – 40,975 мм |
– с внутренним зацеплением |
81,910 – 81,964 мм |
Моменты затяжки резьбовых соединений
Болты крышки клапанного механизма |
8 Нм |
Болты головки цилиндров |
20 Нм +65° +65° +65° |
(после испытания двигателя) |
30° – 40° |
Гайки выпускного трубопровода |
22 Нм |
Гайки крепления сдвоенной выпускной трубы |
25 Нм |
Болт натяжителя ремня |
25 Нм |
Болт зубчатого колеса распредвала |
60 Нм |
Болты передней крышки ремня |
8 Нм |
Нижний болт кронштейна впускного трубопровода |
40 Нм |
Верхние болты кронштейна впускного трубопровода |
25 Нм |
Гайки и болты впускного трубопровода |
25 Нм |
Болты маховика |
35 Нм + 30°– 45° |
Болты масляного поддона |
5 Нм |
Сливная масляная пробка |
45 Нм |
Болт шкива коленчатого вала |
55 Нм |
Болт крепления водяного насоса |
8 Нм |
Болты крышек шатунных подшипников |
25 Нм + 30° |