Двигатель 1,5 л, SOHC, 8 кл
Диагностика неисправностей двигателя
Система смазки
Проверка компрессии
Снятие двигателя в сборе
Замена опор (подушек) двигателя
Замена впускного коллектора
Замена выпускного коллектора
Снятие крышки корпуса распредвала
Шкив коленчатого вала
Снятие передней крышки ремня ГРМ
Снятие шкива распредвала
Снятие шестерни коленвала
Снятие задней крышки ремня ГРМ
Регулировка натяжения ремня
Проверка углового положения распредвала
Замена переднего сальника коленвала
Снятие распредвала, замена гидрокомпенсаторов
Замена клапанных пружин
Снятие ГБЦ и корпуса распредвала
Ремонт ГБЦ
Клапаны - проверка, дефектовка
Толкатели клапанов с гидрокомпенсаторами
Снятие масляного поддона
Приемный патрубок с масляным фильтром
Замена масляного насоса
Ремонт масляного насоса
Замена поршней и шатунов
Замена заднего сальника коленвала
Снятие коленвала
Шатуны и коренные подшипники
Замена вкладышей
Шатунно-поршневая группа
Поршневые пальцы и кольца
Проверка и дефектовка блока цилиндров
Установка поршней
Балансировка маховика
Ремонт резьбовых отверстий

Двигатель (1,5 л, DOHC, 16-кл)
Работа гидрокомпенсаторов зазоров
Система смазки
Замена приводного ремня
Замена подушек (опор) двигателя
Снятие впускного коллектора
Снятие выпускного коллектора
Замена прокладки крышки ГБЦ
Снятие шкива коленвала
Замена ремня ГРМ
Снятие шкивов распредвалов
Снятие шестерни коленвала
Снятие задней крышки ремня ГРМ
Замена переднего сальника коленвала
Замена гидрокомпенсаторов
Снятие ГБЦ
Замена клапанных пружин
Снятие масляного поддона
Снятие приемного патрубка
Замена масляного насоса
Замена поршней и шатунов
Замена заднего сальника коленвала
Снятие коленвала
Система охлаждения
Неисправности системы охлаждения
Проверка термостата
Замена охлаждающей жидкости
Замена термостата
Замена помпы
Замена вентилятора радиатора
Замена расширительного бачка
Замена датчика температуры двигателя
Замена радиатора
Топливная система
Система впрыска
Топливная рампа
Топливные форсунки
Регулятор давления топлива
Корпус дроссельной заслонки
Клапан холостого хода
Датчик положения дроссельной заслонки
Замена топливного бака
Педаль акселератора
Замена топливного фильтра
Топливный насос
Система вентиляции картера
Выхлопная система (глушители)

Клапаны


Разобрать:

Снять клапаны и клапанные пружины.

При разборке механизма газораспределения необходимо сохранить комплектацию деталей в отдельных группах и при сборке установить их строго на те же места, которые они занимали до разборки. В противном случае будет нарушена приработка деталей.

При демонтаже клапанов следует предохранять направляющие втулки от повреждений. Если стержень клапана стал грибообразным, надо снять лишний металл с помощью напильника или наждачного бруска. Запрещено выбивать клапан из втулки молотком или бородком.


Очистить:



Клапаны от нагара и смолистых отложений. Нагар удаляют проволочной щеткой, а смолистые отложения – с помощью замачивания в жидкости для очистки карбюратора.

Во избежание травмирования при использовании механизированных щеток обязательно надевать защитные очки. Следует также избегать вдыхания паров и контактов с открытыми участками тела жидкости для очистки карбюратора. Не царапать стержни клапанов грубыми проволочными щетками.


Направляющие втулки клапанов

Измерение зазора между клапаном и направляющей втулкой


Развертывание отверстий втулок

Измерить:



Зазоры между стержнем клапана и втулкой. Можно использовать два способа измерения.
      – Вставить клапан во втулку. Приподнять клапан на 3 мм от седла и покачать из стороны в сторону, измерить боковые перемещения клапана.
      – Измерить внутренний диаметр втулки и наружный диаметр стержня клапана. Взять разницу диаметров.
Отверстия направляющих втулок могут быть развернуты на больший ремонтный размер, см. рис. Развертывание отверстий втулок. В этом случае надо использовать клапаны с увеличенным диаметром стержня.

Во избежание поломок режущих кромок и заедания развертки следует ограничить прикладываемый к развертке момент. Предварительно необходимо тщательно очистить отверстия втулок от нагара и смолистых отложений. Не давить сильно на развертку.


Клапаны с увеличенным диаметром стержня могут быть установлены в двигатель еще на заводе. Втулки и клапаны с увеличенны ми размерами имеют специальную маркировку (см. рис. Развертывание отверстий втулок).

  Клапаны


Характер износа наконечника стержня клапана



Зоны износа клапана


1. НАКОНЕЧНИК СТЕРЖНЯ
2. КАНАВКА ДЛЯ УСТАНОВКИ СУХАРЕЙ
3. НАИМЕНЕЕ ИЗНАШИВАЕМЫЙ УЧАСТОК СТЕРЖНЯ
4. НАИБОЛЕЕ ИЗНАШИВАЕМЫЕ УЧАСТКИ СТЕРЖНЯ
5. ФАСКА
6. КРОМКА

Измерить:

Несоосность клапана и седла. Приподнять клапан от седла и нанести на фаску головки клапана тонкий слой краски (берлинской лазури). Опустить клапан на седло, прижать и осторожно повернуть. По следам краски на фаске седла можно судить о концентричности клапана и седла. Вытереть следы краски. Нанести на фаску седла тонкий слой краски (берлинской лазури) и повторить проверку. По следам краски на фаске клапана можно судить о соосности клапана и седла. При неудовлетворительном прилегании головки клапана к седлу необходимо обработать фаски деталей шлифованием или заменить клапаны.

Проверить:

Износ наконечника стержня клапана. Канавки для установки сухарей и уплотнений на выкрашивание и износ стенок. Если канавки имеют дефекты, следует заменить клапаны. Фаску головки клапана на наличие раковин и трещин. Если фаска сильно повреждена, проверить зеркало соответствующего цилиндра и поршень. Стержень клапана на наличие задиров и царапин. Задиры и неглубокие царапины можно вывести тонким наждачным бруском. Прямолиней ность стержня клапана и коробление головки. Использовать в качестве опор клапана V-образные измерительные призмы. Деформированные клапаны следует заменить.
Фаску головки клапана на наличие концентрической канавки. Если глубина канавки велика и при шлифовании головки клапана получится острая кромка, клапан необходимо заменить. Фаска головки клапана может быть перешлифована на номинальные размеры, если в остальном клапан годен для дальнейшего использования. При невозможности перешлифовать фаску клапан подлежит замене. Измерить толщину кромки головки клапана после шлифования. Если толщина кромки менее допустимого значения, заменить клапан.
 

Клапанные пружины

Проверить:

Состояние клапанных пружин.
Параллельность торцов пружины. Если торцы не параллельны, пружина погнута и подлежит замене.
Опорные тарелки пружин на износ и выработку канавок. Дефектные тарелки заменить.

  Седла клапанов

Установка направляющего стержня шлифовальной машинки


1. НАПРАВЛЯЮЩИЙ СТЕРЖЕНЬ


Шлифовальная головка для обработки седел клапанов


Размеры фасок седел клапанов


1. СЕДЛО ВПУСКНОГО КЛАПАНА
2. СЕДЛО ВЫПУСКНОГО КЛАПАНА


Притирка клапанов


1. Вставить направляющий стержень во втулку.

2. Установить шлифовальную головку стороной с конусностью 45° на седло клапана, см. рис. Шлифовальная головка для обработки седел клапанов.

3. Присоединить рукоятку с распорной втулкой. Шлифование продолжать до тех пор, пока шлифовальная головка не начнет снимать металл седла равномерно по всей окружности. Необходимо стремиться снять как можно меньше металла с фаски седла.

4. Перевернуть шлифовальную головку и установить ее стороной с конусностью 30" на седло. Провести аналогично шлифовку фаски седла. Для обработки седел впускных и выпускных клапанов применяется одна и та же шлифовальная головка.

5. Покрыть фаски седла тонкой шлифовальной пастой, вставить во втулку клапан и осторожно провернуть его с небольшим нажимом. Приподнять клапан и проверить прилегание его головки к седлу. Если нет равномерного контакта клапана с седлом, повторить операцию шлифовки седла.

6. Притирка клапанов.


После шлифовки, которая должна обеспечить герметичность посадки клапана в седле, как правило, производят окончательную притирку клапанов к седлам. Для доводки седел используют только тонкую шлифовальную пасту. Для равномерного распределения пасты по окружности седла клапан в процессе притирки периодически приподнимают от седла. После притирки необходимо очистить фаски клапана и седла от остатков шлифовальной пасты. Перед монтажом клапанов следует смазать их стержни.

  Уплотнения клапанов


Надеть монтажную втулку с уплотнением на конец стержня клапана и слегка смазать маслом. Перед монтажом обрезать монтажную втулку на нужную длину. Продвинуть новое уплотнение вдоль стержня клапана и надеть на направляющую втулку. Снять монтажную втулку.


Высота стержня клапана относительно головки блока цилиндров

Измерение высоты стержня клапана с помощью скобы


1. МИНИМАЛЬНЫЙ ЗАЗОР МЕЖДУ СКОБОЙ И НАКОНЕЧНИКОМ СТЕРЖНЯ КЛАПАНА РАВЕН 0,38 MM (ПЛОСКИЙ ЩУП ТОЛЩИНОЙ 0,38 MM ИМЕЕТСЯ В РЕМОНТНОМ КОМПЛЕКТЕ ВТ-3005 КАРБЮРАТОРА)
2. ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ СКОБА
3. МЕСТА ОПИРАНИЯ СКОБЫ НА ГОЛОВКУ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ГЛАДКИМИ И ЧИСТЫМИ


Высота стержня клапана не должна превосходить определенного значения, см. рис. Измерение высоты стержня клапана с помощью скобы. Для измерения высоты стержня клапана следует использовать приспособление DT12003 (измерительная скоба). Если расстояние от торца стержня клапана до скобы велико, необходимо дополнительно прошлифовать фаски клапана и седла. Если же высота клапана превышает допустимый размер, необходимо заменить головку блока цилиндров с седлами.

Запрещено укорачивать стержень клапана шлифованием наконечника стержня.