Расположение разъемов, распиновка, точки "массы"
Предохранители и реле
Аккумуляторная батарея
Стартер и система пуска
Диагностика стартера и системы пуска
Тяговое реле
Муфта свободного хода
Разборка и ремонт стартера
Генератор
Диагностика генератора
Разборка и ремонт генератора
Система зажигания
Диагностика свечей зажигания
Замена распределителя зажигания
Замена катушки зажигания
Ремонт распределителя зажигания
Система регулировки опережения зажигания
Установка момента зажигания
ЭБУ (описание, замена)
Датчик температуры охлаждающей жидкости
Датчик температуры воздуха во впускном коллекторе
Датчик концентрации кислорода
Датчик положения дроссельной заслонки
Датчик абсолютного давления
Датчик скорости автомобиля
Датчик включения кондиционера
Выключатель "Стоянка/нейтраль" (АКП)
Ремонт подогрева заднего стекла

Система отоплениия и вентиляции
Система кондиционирования
Неисправности кондиционера
Обслуживание кондиционера
Заправка кондиционера хладгентом, долив масла
Установка влагопоглотителя кондиционера
Снятие панели управления кондиционером
Замена моторчика печки
Компрессор кондиционера (описание)
Замена компрессора кондиционера

Техническое обслуживание кондиционера



Элементы системы KB и схема потока хладагента


А. НАПОРНЫЙ ТРУБОПРОВОД – ПОТОК СЖАТЫХ ГОРЯЧИХ ПАРОВ ХЛАДАГЕНТА
В. ПОТОК ХЛАДАГЕНТА R-12
С. ВСАСЫВАЮЩИЙ ТРУБОПРОВОД – ПОТОК ХОЛОДНЫХ ПАРОВ
ХЛАДАГЕНТА ПОД НИЗКИМ ДАВЛЕНИЕМ
D. ЖИДКОСТНЫЙ ТРУБОПРОВОД - ПОТОК ЖИДКОГО ГОРЯЧЕГО
ХЛАДАГЕНТА ПОД ВЫСОКИМ ДАВЛЕНИЕМ
Е. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ШТУЦЕР В КОНТУРЕ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ
F. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ШТУЦЕР В КОНТУРЕ НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ

1. КОМПРЕССОР
2. КОНДЕНСАТОР
3. ИСПАРИТЕЛЬ
4. РЕСИВЕР
5. ДРОССЕЛЬНЫЙ ПАТРУБОК
6. РЕДУКЦИОННЫЙ КЛАПАН
7. ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ


Перед тем, как приступить к проведению техобслуживания системы KB, связанного с демонтажем трубопроводов или узлов системы, необходимо подробно ознакомиться с соответствующими параграфами настоящего раздела. При техобслуживании системы КБ и ее узлов следует строго руководствоваться приведенными ниже инструкциями по разрядке и зарядке системы хладагентом, доливу масла и т.д.

Предохранительные крышки со штуцеров агрегатов системы KB следует снимать только непосредственно перед монтажом. При монтаже соединяемые детали смазывают чистым холодильным маслом марки 525, если система заправлена хладаген том R-12, или маслом PAG в случае использования хладагента R-134a.

При сборке разрешается использовать только новые уплотнительные кольца круглого сечения, которые предварительно окунают в емкость с чистым холодильным маслом: соответственно марки 525 или PAG в зависимости от используемой марки хладагента.

Смазка облегчает сборку и помогает обеспечить герметичность соединения.

При затяжке резьбовых соединений необходимо использовать второй гаечный ключ для удержания неподвижной детали. Только так можно обеспечить плотность стыка и правильную сборку.

Окончательную подтяжку штуцерных соединений трубопроводов следует производить в соответствии с моментами затяжки. Недостаточная или слишком сильная затяжка соединений могут привести соответственно к неплотному соединению или деформации деталей. В обоих случаях возможны утечки хладагента.

Замена уплотнительных колец (прокладки соединений кондиционера)


Установка уплотнительного кольца в канавке


А. КРУГЛОЕ КОЛЬЦО
В. КАНАВКА

При сборке узлов и агрегатов системы KB следует использовать только новые запасные уплотнительные кольца, разрешен ные к применению компанией ДЭУ.

В противном случае возможны утечки хладагента. При сборке соединений с уплотнительными кольцами необходимо внимательно осмотреть детали соединения и убедиться в правильном выборе размеров и типа уплотнительного кольца. В некоторых соединениях используются специаль ные кольца с плотной посадкой, для установки которых предусмотрены монтажные канавки.

В отличие от них обычные уплотнительные кольца не требуют для монтажа канавок. Несмотря на различие колец правила их монтажа одинаковы. Всегда следует надевать кольцо на уплотняемую деталь соединения для того, чтобы обеспечить правильное положение кольца и герметичность стыка.

Перед монтажом надо убедиться в отсутствии порезов, рисок или деформаций уплотнительного кольца и штуцера Дефектные детали заменить. Применение некондиционных запасных деталей или неправильный монтаж приведут к утечкам хладагента.

Правила монтажа соединений трубопроводов кондиционера


Резьбовые соединения трубопроводов следует затягивать с определенным моментом. Недостаточная или излишне сильная затяжка соединений приводит к негерметичности стыка или деформации деталей. В обоих случаях возможны утечки хладагента.

Металлические трубопроводы не должны иметь вмятин и перегибов, чтобы не снижать эффективности системы из-за дополнительных сопротивлений циркуляции хладагента.

Радиус изгиба гибких трубопроводов не должен быть менее 4-х диаметров шланга.

Гибкие трубопроводы не должна находиться ближе 65 мм от выпускного коллектора и трубопровода.

Необходимо регулярно осматривать гибкие трубопроводы и заменять их на новые при наличии течи, повреждений или при потере эластичности.

Перед разъединением любого трубопро вода необходимо предварительно разрядить систему от хладагента. Работу следует проводить очень осторожно, несмотря на показания манометров. Отворачи вать соединения нужно медленно, предохраняя лицо и руки от возможного контакта с жидким хладагентом, если он остался в трубопроводе.

При разъединении любого трубопрово да системы KB необходимо сразу же закрыть отверстия колпачками или пробками во избежание попадания в систему грязи и влаги. В противном случае возможен ускоренный износ деталей компрессора, засорение трубок теплообменников конденсатора и испарителя, дросселя и фильтров компрессора.

При монтаже соединений с круглыми уплотнительными кольцами необходимо пользоваться дополнительным гаечным ключом для удержания от вращения неподвижного штуцера. Это предохранит трубопровод и детали соединения от возможных повреждений. При монтаже соединений гибких трубопроводов важно, чтобы муфта, ввернутая в гнездо, и штуцер на конце шланга одновременно удержива лись от вращения дополнительными гаечными ключами при завинчивании накидной гайки.

Уплотнительные кольца и посадочные места должны быть в безукоризненном состоянии. Заусенец или частица грязи могут привести к утечкам хладагента. Перед установкой кольца на место следует окунуть его в чистое холодильное масло: марки 525, если система заправлена хладагентом R-12, и марки PAG, если кондиционер работает на хладагенте R-134a.

Правила обращения с хладагентом


Рабочим телом в системе KB является хладагент, представляющий собой химическую смесь, которая представляет опасность для здоровья и требует соблюдения определенных правил обращения.

При проведении работ, связанных с разгерметизацией системы KB, следует всегда использовать защитные очки и обертывать штуцерные соединения и клапаны чистой тканью.

Все работы с системой KB необходимо проводить в хорошо проветривае мом помещении и избегать вдыхания паров хладагента. Запрещено производить сварку или обработку паром любых трубопроводов и узлов системы KB без предварительного демонтажа с автомобиля.

При контакте хладагента с открытыми участками тела необходимо промыть эти участки струёй воды.

Хладагент перевозится и хранится в емкостях с прочными металлическими винтовыми крышками, защищающими от повреждений клапан и предохранительную пробку. Рекомендуется устанавливать крышку на место после каждого использования емкости. Запрещено перевозить емкости с хладагентом в пассажирском отделении автомобиля.

Обеспечение химической чистоты хладагента и холодильного масла

Эффективная работа и долговечность системы KB зависят от чистоты хладагента.

При попадании в систему KB посторонних веществ (влаги, грязи, воздуха) нарушает ся стабильность свойств хладагента и холодильного масла. Изменяется температура кипения и конденсации хладагента, что сказывается на эффективности системы KB, становится возможной коррозия внутренних полостей агрегатов и трубопроводов системы, ускоряется износ деталей. Для обеспечения химической чистоты хладагента в процессе эксплуатации системы КВ необходимо соблюдать следующие общие правила.

1. Перед разборкой соединений системы KB необходимо их тщательно очистить от грязи и масла, чтобы предотвратить загрязнение системы. Сразу после отсоединения трубопровода следует надеть на штуцер и трубопровод защитные колпачки или ввернуть пробки.

2. Инструмент должен содержаться в чистоте в сухом месте. Это требование относится также к коллектору контрольных манометров и запасным частям

3 При доливе холодильного масла марки 525 или PAG, применяемых соответственно с хладагентами R-12 и R-134a, следует использовать только чистые и сухие емкости и шланги, чтобы в максимально возможной степени уменьшить попадание влаги в масло.

4. При частичной разборке системы KB или демонтаже какого-либо агрегата системы надо заранее подготовить все необходи мые инструменты и детали с тем, чтобы сократить до минимума время разгерметизации системы КВ. Запрещено оставлять систему KB открытой долее, чем это необходимо для ремонта и техобслу живания.

5. Каждый раз после разгерметизации системы KB необходимо тщательно откачать из нее воздух перед заправкой хладагентом. Все запасные части для системы KB подвергаются сушке и герметично уплотняются или упаковываются. Запасные части должны храниться в заводской упаковке и распаковываться только перед самым монтажом. Перед удалением упаковки и заглушек запасные части должны иметь температуру окружающего воздуха во избежание конденсации на них влаги. Если по какой-либо причине запасная часть распакована и вскрыта, но не установлена в систему KB, необходимо срочно установить на место снятые герметичные заглушки и запаковать изделие.

Техническое обслуживание ресивера кондиционера

При техобслуживании ресивера замене подлежат только два уплотнительных кольца входного и выходного штуцерных соединений. Патрон с поглотителем влаги не обслуживается – он является составной частью неразборного ресивера. При демонтаже ресивера в систему следует долить требуемое количество масла. Ресивер подлежит замене в следующих случаях:

1) Наличие сквозных отверстий, трещин, приводящих к утечкам хладагента.

2) Сетчатый фильтр дроссельного патрубка постоянно засоряется.

3) Выход из строя теплообменника испарителя по причине коррозии внутренней поверхности.

Ресивер не следует заменять в следующих случаях:

1) Наличие только вмятин на корпусе ресивера.

2) При аварии автомобиля ресивер не получил сквозных повреждений корпуса.

Открытый конец трубопровода системы KB должен быть закрыт защитным колпачком или плотно завязан в пластиковый пакет.