Расположение разъемов, распиновка, точки "массы"
Предохранители и реле
Аккумуляторная батарея
Стартер и система пуска
Диагностика стартера и системы пуска
Тяговое реле
Муфта свободного хода
Разборка и ремонт стартера
Генератор
Диагностика генератора
Разборка и ремонт генератора
Система зажигания
Диагностика свечей зажигания
Замена распределителя зажигания
Замена катушки зажигания
Ремонт распределителя зажигания
Система регулировки опережения зажигания
Установка момента зажигания
ЭБУ (описание, замена)
Датчик температуры охлаждающей жидкости
Датчик температуры воздуха во впускном коллекторе
Датчик концентрации кислорода
Датчик положения дроссельной заслонки
Датчик абсолютного давления
Датчик скорости автомобиля
Датчик включения кондиционера
Выключатель "Стоянка/нейтраль" (АКП)
Ремонт подогрева заднего стекла

Система отоплениия и вентиляции
Система кондиционирования
Неисправности кондиционера
Обслуживание кондиционера
Заправка кондиционера хладгентом, долив масла
Установка влагопоглотителя кондиционера
Снятие панели управления кондиционером
Замена моторчика печки
Компрессор кондиционера (описание)
Замена компрессора кондиционера

Система кондиционирования воздуха



При использовании в системе кондиционирования воздуха хладагента HFC-134a (по специальному заказу).

Хладагент HFC-134a (R-134a) применяется совместно со специальным холодильным маслом PAG, предназначенным для смазки узлов трения холодильного агрегата. Этот хладагент не совместим с хладагентом CFC-12 (R-12) и минеральными маслами. Запрещено использовать хладагент R-12 и смазочные масла на минеральной основе в системах кондиционирования воздуха (KB), работающих на хладагенте HFC-134a (R-134a). Для этих систем KB запрещено также применять сервисное оборудование, предназначенное для кондиционеров, заправленных хладагентом R-12. В противном случае кондиционер или сервисное оборудование выйдут из строя. Для обслуживания кондиционеров воздуха, где используется хладагент R-134a, следует применять только оборудование, соответствующее требованиям стандарта SAE J2210.


Контакт с парами и воздушными взвесями хладагента и холодильного масла может привести к раздражению слизистой оболочки глаз, носа и горла. Избегайте вдыхание паров и взвесей хладагента и холодильного масла. При случайной утечке хладагента из системы KB проветрите рабочее помещение перед тем, как продолжить работу. Кондиционер воздуха, работающий на хладагенте R-134a, и соответствующее сервисное оборудование запрещено проверять на герметичность с помощью сжатого воздуха.

Смесь воздуха с хладагентом R-134a при повышенном давлении огнеопасна и может взорваться. При этом возможны тяжелые травмы людей и большой материальный ущерб. Никогда не проверяйте с помощью сжатого воздуха сервисное оборудование и кондиционеры воздуха, заправленные хладагентом R-134a.
Дополнительные меры безопасности приведены в документации изготовителей хладагентов и масел для кондиционеров воздуха.


Особенности кондиционера


Выключатель разгрузки компрессора

В системе КВ, оснащенной компрессором V-5, выключатель разгрузки компрессора отсутствует, поскольку требуемый уровень производительности компрессора обеспечивается автоматическим изменением его рабочего объема в соответствии с изменяющимися условиями работы системы кондиционирования.

Выключатель низкого давления


Ввиду отсутствия выключателя разгрузки компрессора, в системе KB используется выключатель низкого давления (реле давления), который защищает компрессор при потерях и уменьшении заряда хладагента. Этот выключатель, расположенный в задней крышке за выключателем высокого давления, используется также для отключения компрессора при низкой температуре окружающего воздуха.

Снятие компрессора V-5

В картере компрессора имеется сливная пробка. При демонтаже компрессора необходимо вывернуть пробку и слить масло из картера. Это также необходимо для полного слива масла из полостей всасыва ния и нагнетания компрессора.

Работа системы кондиционирования воздуха

Компрессор

Компрессор имеет отключаемый ременный привод от коленчатого вала двигателя. В шкив компрессора встроено фрикционное сцепление с электромагнитным включением. Когда сцепление выключено, вал компрессора не вращается. При включении сцепления по обмотке электромагнита проходит ток и электромагнитные силы прижимают ведомый диск сцепления к вращающемуся шкиву. Вал компрессора начинает вращаться заодно со шкивом.

При работе компрессор сжимает пары хладагента, которые подводятся к нему по трубопроводу из испарителя. На выходе из компрессора давление и температура паров возрастают. Для смазки узлов трения компрессора служит холодильное масло, которое поступает в компрессор в смеси с парами хладагента.

Редукционный клапан

Компрессор снабжен редукционным клапаном, который выполняет защитную функцию. В некоторых случаях давление на выходе компрессора может достигнуть предельно допустимого значения. Для исключения повреждения системы КВ редукционный клапан отрегулирован на предельное давление 3140-3623 кПа при использовании в системе хладагента R-12 и 3171-4137 кПа при использовании хладагента R-134а. Если редукционный клапан сработал, необходимо устранить причины чрезмерного повышения давления (отказ выключателя высокого давления, отказ электрического вентилятора и т. п.) и при необходимости заменить хладагент и холодильное масло.

Теплообменник конденсатора

Теплообменник конденсатора расположен перед радиатором системы охлаждения двигателя и предназначен для быстрого охлаждения и конденсации сжатых компрессором до высокого давления паров хладагента в жидкость. Охлаждение обеспечивается за счет теплопередачи в воздух, омывающий змеевик теплообменни ка с развитым оребрением.

Дроссельный патрубок


Пластиковый дроссельный патрубок с дроссельным отверстием и сетчатым фильтром встроен в трубопровод, подводящий жидкий хладагент к теплообменнику испарителя. Дроссель обеспечивает ограниче ние расхода жидкого хладагента и снижение давления на входе в испаритель. Дроссельный патрубок и дроссель защищены от засорения с помощью сетчатых фильтров, расположенных на входе и выходе патрубка. Дроссельный патрубок заменяется только в сборе. После остановки двигателя (при включенной системе KB) жидкий хладагент продолжает некоторое время (до выравнивания давлений) течь через дроссельный патрубок из зоны повышенного давления в зону низкого давления. Течение жидкости сопровождается характерные шипящим звуком, который слышен в течение 30–60 с после выключения двигателя. Это вполне нормально.

Теплообменник испарителя

Испаритель предназначен для охлаждения и уменьшения влажности воздуха, поступающего в салон автомобиля. После прохождения жидкого хладагента через дроссель давление уменьшается и хладагент попадает в теплообменник испарителя. Охлаждение воздуха, омывающего развитую оребренную поверхность испарителя, обеспечивается за счет теплопередачи от воздуха к хладагенту, который переходит в газообразное состояние с поглощением тепла. При охлаждении воздуха на холодных трубках и ребрах испарителя одновременно происходит конденсация содержащихся в воздухе паров воды. При включенном кондиционере конденсированная влага стекает с испарителя.

Ресивер

Устройство ресивера


А ВЫХОДНОЙ ШТУЦЕР
В. ВХОДНОЕ ОТВЕРСТИЕ ЗАБОРНОЙ ТРУБКИ
С. ВХОДНОЙ ШТУЦЕР
D. ОТРАЖАТЕЛЬ
Е. ЗАБОРНАЯ ТРУБКА
F. ЕМКОСТЬ С ПОГЛОТИТЕЛЕМ ПАРОВ ВОДЫ
G. ФИЛЬТР
Н. РАСПОЛОЖЕНИЕ ОТВЕРСТИЯ В ЗАБОРНОЙ ТРУБКЕ ДЛЯ ПОДВОДА МАСЛА

Герметичный ресивер подключен к выходному трубопроводу испарителя. В ресивер поступает газообразный хладагент с примесью небольшого количества жидкой фракции хладагента и капель холодильного масла. В нижней части ресивера расположена емкость с поглотителем паров воды, который предохраняет систему от попадания воды. В нижней части заборной трубки выполнено небольшое отверстие для смешения паров хладагента с холодильным маслом и обеспечения циркуляции масла в системе. В верхней части корпуса ресивера расположены штуцеры для присоединения трубопроводов. Аналогичный штуцер может быть использован для установки выключателя разгрузки компрессора. Замену выключателя можно производить без разрядки системы КВ. Ресивер ремонту не подлежит и заменяется только в сборе.

Теплообменник отопителя

Теплообменник предназначен для повышения температуры воздуха, поступающего в салон автомобиля. Нагрев атмосферного воздуха осуществляется за счет тепла охлаждающей жидкости двигателя, циркулиру ющей по трубкам теплообменника отопите ля. Интенсивный теплообмен между горячей охлаждающей жидкостью и холодным воздухом обеспечивается развитой наружной поверхностью оребренных трубок.

Типовая схема системы кондиционирования

А. ЖИДКОСТНЫЙ ТРУБОПРОВОД
В. ЕМКОСТЬ С ПОГЛОТИТЕЛЕМ ВЛАГИ
С. ОТВЕРСТИЕ ДЛЯ СМЕШЕНИЯ ПАРОВ ХЛАДАГЕНТА С ХОЛОДИЛЬНЫМ МАСЛОМ
1. КОМПРЕССОР
2. КОНДЕНСАТОР
3. ИСПАРИТЕЛЬ
4. РЕСИВЕР
5. ДРОССЕЛЬНЫЙ ПАТРУБОК
6. РЕДУКЦИОННЫЙ КЛАПАН

Типовая схема движения воздуха в системе кондиционирования


Поперечный разрез блока кондиционера воздуха


А. ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ НАГНЕТАТЕЛЯ
В. ВХОДНАЯ ВОЗДУШНАЯ ЗАСЛОНКА
С. ЗАСЛОНКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВОЗДУХА
D. ЗАСЛОНКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВОЗДУХА
Е. ЗАСЛОНКА ОБДУВА СТЕКОЛ
F. ТЕПЛООБМЕННИК ОТОПИТЕЛЯ
G. ТЕПЛООБМЕННИК ИСПАРИТЕЛЯ


Управление системой кондиционирования воздуха

Панель управления системой кондиционирования

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
1. КНОПКА ВЫКЛЮЧАТЕЛЯ РЕЖИМА РЕЦИРКУЛЯЦИИ ВОЗДУХА
2. КНОПКА ВЫКЛЮЧАТЕЛЯ СИСТЕМЫ KB
3. НАГНЕТАТЕЛЬ ВЫКЛЮЧЕН
4. РУКОЯТКА РЕГУЛЯТОРА ВЕНТИЛЯТОРА
ВАКУУМНЫЙ ПРИВОД
5. РЕЖИМ ВЕНТИЛЯЦИИ – ВОЗДУХ ПОСТУПАЕТ ЧЕРЕЗ ПЕРЕДНИЕ СОПЛА В ПАНЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ
6. КОМБИНИРОВАННЫЙ РЕЖИМ ВЕНТИЛЯЦИИ И ОТОПЛЕНИЯ ВОЗДУХ ПОСТУПАЕТ ЧЕРЕЗ ПЕРЕДНИЕ И НИЖНИЕ СОПЛА
7. РЕЖИМ ОТОПЛЕНИЯ – ВОЗДУХ ПОСТУПАЕТ ЧЕРЕЗ НИЖНИЕ СОПЛА
8. РЕЖИМ ОБДУВА (ОБОГРЕВА) ВЕТРОВОГО СТЕКЛА

А. МИНИМАЛЬНАЯ ТЕМПЕРАТУРА
В. МАКСИМАЛЬНАЯ ТЕМПЕРАТУРА

Схема управления системой кондиционирования


Органы управления

Работа системы KB контролируется с помощью органов управления, расположенных на панели. Электромагнит сцепления компрессора и электродвигатель вентилятора соединены проводами с панелью управления.

В выключенном положении регулятора электрическая цепь вентилято ра разомкнута. Подача воздуха обеспечи вается при включении регулятора в одно из четырех рабочих положений. Охлажденный и подсушенный воздух поступает в салон автомобиля при включении максимального (МАХ), нормального (NORMAL), комбинированного (ВI-LEVEL) режимов или режима обдува (оттаивания) ветрового стекла (DEFROST).

Температура воздуха устанавливается с помощью поворотного регулятора, расположенного на панели управления. Рукоятка регулятора соединена приводным тросом с подвижной заслонкой, от положения которой зависит расход воздуха через теплообмен ник отопителя.

При перемещении регулятора из одного крайнего положения в другое тросовый привод должен обеспечить полный диапазон перемещений заслонки. Положение заслонки регулятора температуры не зависит от переключателя режимов работы.

Приводной трос заслонки проходит с правой стороны блока кондиционера. На некоторых моделях автомобилей заслонка снабжена электрическим приводом перемещения, при этом трос отсутствует. На некоторых автомобилях электрический вентилятор системы охлаждения двигателя не входит с состав системы КВ. Тем Но менее вентилятор автоматически включается в работу при включении системы KB в максимальный (MАХ), нормальный (NORMAL) или комбинированный (BI-LEVEL) режим.

На некоторых автомобилях вентилятор начинает работать и при включении режима обдува (оттаивания) ветрового стекла (DEFROST). Эта особенность устройства управления системой KB позволяет предотвратить перегрев головки компрессора. При этом система KB работает более эффективно.

На отдельных моделях автомобилей электрический вентилятор двигателя автоматически выключается при достижении автомобилем скорости 56 км/ч, когда интенсивность охлаждения конденсатора набегающим потоком воздуха становится достаточной. Работой вентилятора управляет электронный блок (ЭБУ) через реле вентилятора.

Вакуумные трубопроводы

Вакуумные трубопроводы через колодку присоединены к переключателю на панели управления системой КВ. При нарушении герметичности или разрушении отдельного трубопровода необязательно заменять весь комплект трубопроводов Достаточно отрезать неисправный участок трубопровода и вставить вместо него пластиковую соединительную трубку.

Если необходимо заменить весь трубопровод, следует отрезать все трубопроводы от колодки и затем присоединить их непосредственно к вакуумному переключателю.

Вакуумный ресивер

При резком разгоне автомобиля разрежение во впускном трубопроводе двигателя уменьшается. При этом обратный клапан отсоединяет вакуумный ресивер от двигателя, обеспечивая возможность нормальной работы вакуумного привода управления системой КВ.

Выключатель высокого давления

Выключатель высокого давления (реле давления) расположен на задней крышке компрессора и подключен к выходной напорной магистрали. Выключатель предохраняет компрессор от чрезмерного повышения давления нагнетания и уменьшает потери хладагента через редукционный клапан. Нормально замкнутое реле давления разрывает электрическую цепь компрессора при достижении давления нагнетания 2965 кПа ± 138 кПа. При снижении давления примерно до уровня 1375 кПа ± 345 кПа реле снова включает компрессор.

Выключатель низкого давления

На некоторых автомобилях для предохра нения компрессора используется выключатель низкого давления (реле давления), который может располагаться в задней крышке компрессора или присоединяться к гидравлической магистрали, где циркулирует жидкии хладагент. Выключатель срабатывает при потерях и снижении заряда хладагента в системе КВ. Этот выключатель также предотвращает включение компрессора при низкой температуре окружающего воздуха.

Выключатель компрессора и сигнализатор нагрузки рулевого гидроусилителя

На некоторых автомобилях устойчивая частота холостого хода двигателя обеспечи вается нормально включенным выключателем компрессора, реагирующим на повышение нагрузки насоса рулевого гидроусилителя. При маневрировании на месте, когда давление в гидроусилителе возрастает, компрессор автоматически выключается. В других случаях использу ется сигнализатор нагрузки рулевого усилителя (нормально выключенное реле давления), срабатывающий при увеличении давления нагнетания насоса гидроусилителя. На сигнал реле реагирует ЭБУ двигателя, который поддерживает устойчивую частоту холостого хода.

Выключатель компрессора при полном открытии дроссельной заслонки


Выключатель, расположенный в приводе дроссельной заслонки, разрывает электрическую цепь реле включения электромагнитного сцепления и отключает компрессор при полном открытии дроссельной заслонки. На автомобилях, оборудованных системой многоточечного впрыска топлива, при полном открытии дроссельной заслонки датчик положения дроссельной заслонки (ДДЗ) посылает сигнал в ЭБУ, который в последующем управляет включением сцепления компрессора.

Реле задержки системы кондиционирования воздуха

На некоторых автомобилях имеется реле задержки системы KB, которое отключает компрессор во время пуска двигателя.