Сцепление
Неисправности и диагностика сцепления
Замена троса привода сцепления
Педаль сцепления (замена, регулировка)
Замена дисков сцепления
Прокачка сцепления
Замена главного цилиндра сцепления
Замена рабочего цилиндра сцепления
Приводы передних колёс - снятие
Замена пыльнка ступичного подшипника
Замена внешнего ШРУСа и пыльника
Разборка внешнего ШРУСа
Замена внутреннего ШРУСа "Трипод" и пыльника
Замена ШРУСа "Лебро" и пыльника
Замена сальника переднего привода в КПП
МКП
Неисправности КПП
Причины повышенного шума КПП
Проверка масла МКПП
Регулировка механизма переключения
Снятие рычага переключения передач
Снятие механизма управления КПП
Промежуточный рычаг и тяга КПП
Замена привода спидометра
Снятие крышки механизма переключателя
Замена сальников приводов
Снятие КПП в сборе
Разборка КПП и главной передачи
АКП (характеристики и описание)
Устройство и принцип работы АКП
Диагностика неисправностей АКП
Поиск и устранение протечек масла АКП
Проверка и доливка масла в АКП

Автоматическая трансмиссия



  Техническая характеристика

Гидротрансформатор

Тип
3-х колесный, одноступенчатый, комплексный
Диаметр
245 мм
Коэффициент трансформации в стоповом режиме
1,60 – 2,70

Насос

Тип
Лопастный
Привод
От двигателя

Коробка передач и главная передача

Тип
Планетарная, 4-ступенчатая
Диапазон:
– P
Нейтраль, блокировка выходного вала, запуск двигателя
– R
Задний ход
– N
Нейтраль, запуск двигателя
– D
Автоматическое переключение с 1-й по 4-ю передачи и обратно
– 3
Автоматическое переключение с 1-й по 3-ю передачи и обратно
– 2
Автоматическое переключение с 1-й на 2-ю передачу и обратно
– 1
Включение 1-й передачи
Передаточные числа коробки передач:
– 1
2,957
– 2
1,623
– 3
1,000
– 4
0,682
– 3. X.
2,143
Передаточное число главной передачи
3,29

Система смазки

Система смазки
Принудительная под давлением

Система охлаждения


Система охлаждения
Водомасляный теплообменник

Трансмиссионное масло

Марка
DEXRON II-Е
Заправочная емкость
11,5 л
Периодичность замены
Замена не требуется

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ

Таблица включений элементов управления коробкой передач


Расположение электромеханических и электронных устройств трансмиссии


Агрегат 4Т40-Е предназначен для переднеприводных автомобилей и представляет собой автоматическую трансмиссию с электронногидравлическим управлением. В трансмиссии установлена коробка передач с четырьмя передачами переднего хода (в том числе одна передача – повышающая) и одной передачей заднего хода. Управление коробкой передач осуществляет электронный БУТ с помощью двух исполнительных ЭМК переключения. Гидравлическая система трансмиссии питается от лопастного насоса. Давление рабочей жидкости в системе регулируется БУТ с помощью электромагнитного клапана регулятора давления (ЭРД).

Автоматическая коробка передач может работать в одном из семи диапазонов:

Р (Стоянка) – Механическая блокировка выходного вала коробки передач, предотвращающая самопроизвольное движение автомобиля. В целях большей безопасности диапазон Р включается на стоянке одновременно со стояночным тормозом автомобиля.

R (Задний ход) – Включение передачи заднего хода.

N (Нейтраль) – Нейтральное положение коробки передач используется при пуске и работе двигателя на неподвижном автомобиле. Этот диапазон включается также при необходимости запустить заглохший двигатель на движущемся автомобиле.

D (Движение) – Диапазон используется во всех обычных условиях движения автомобиля. Диапазон обеспечивает автоматическое переключение всех передач переднего хода и управление блокировкой ГТ. Дли совершения уверенных и безопасных обгонов применяется включение пониженной передачи при полном нажатии на педаль акселератора.

3 – Диапазон применяется при поездках по городу, при движении в холмистой местности или буксировке прицепа. Диапазон обеспечивает автоматическое переключение 1-й, 2-й и 3-й передач. Включение 4-й передачи невозможно. Принудительное включение пониженных передач производится аналогично диапазону D при полном нажатии на педаль акселератора.

2 – Диапазон обеспечивает автомати ческое переключению 1-й и 2-й-передач. Используется для интенсивного разгона и интенсивного торможения. Диапазон 2 может быть включен на любой скорости автомобиля.

1 – Включение 1-й передачи. Диапазон 1 используется при необходимости интенсивного торможения двигателем. Коробке передач может быть включена в диапазон 1 на любой скорости автомобиля, но включение 1-й передачи произойдет только после снижения скорости автомобиля до 48–56 км/ч.

Автоматическая трансмиссия 4Т40-Е состоит из следующих основных узлов.

Механические узлы трансмиссии:

– гидротрансформатор с фрикционом блокировки;
– цепная передача;
– пять многодисковых фрикционов (2-й передачи Ф2, заднего хода ФЗХ, 3-й передачи ФЗ, торможения двигателем ФТД и передач переднего хода ФПХ);
– два ленточных тормоза (2-й и 4-й передач Т2/1, 1-й передачи и ЗХ.Т1/ЗХ);
– три муфты свободного хода: две роликовые МСХ (1-й и 2-й передач) и одна кулачковая МСХ;
– двухрядная планетарная передача;
– главная передача с дифференциалом;
– клапан управления в сборе. Лопастный насос.

Электромеханические узлы и электронные устройства:

– электромагнитный клапан регулятора давления (ЭРД);
– два электромагнитных клапана переключения коробки передач (ЭМК);
– ЭМК с широтно-импульной модуляцией сигнала управления ФБТ;
– датчик скорости входного вала трансмиссии (ДВВ);
– датчик скорости автомобиля (ДСА);
– датчик температуры трансмиссии (ДТТ);
– блок реле давления (БРД);
– электрическая проводка.

Термины, принятые сокращения и аббревиатуры при описании системы АКП

Ниже приведено описание некоторых терминов, сокращений и аббревиатур, связанных с устройством и функционированием автоматической трансмиссии.

Положения дроссельной заслонки (ДЗ):

• Минимальное открытие ДЗ – соответствует углу открытия ДЗ, который необходим для переключения коробки передач на смежную высшую передачу.

• Небольшое открытие ДЗ – примерно соответствует 1/4 хода педали акселератора (25-процентное открытие ДЗ).

• Среднее открытие ДЗ – примерно соответствует 1/2 хода педали акселератора (50-процентное открытие ДЗ).

• Сильное открытие ДЗ – примерно соответствует 3/4 хода педали акселератора (75-процентное открытие ДЗ).

• Полное открытие ДЗ – соответствует полному ходу педали акселератора (100-процентное открытие ДЗ).

• Включение низшей ступени полным открытием ДЗ – быстрое и полное нажатие на педаль акселератора, вызывающее переключение коробки передач на смежную низшую передачу.

• Накат – движение автомобиля при включенной передаче и полностью закрытой ДЗ (отпущенной педали акселератора).

• Торможение двигателем — движение автомобиля с полностью закрытой ДЗ на принудительно включенной (вручную) низшей передаче.

Характерные особенности процесса переключения передач:

• Буксование – заметное повышение оборотов двигателя, не сопровождаемое соответствующим ростом скорости автомобиля. Буксование фрикционных элементов происходит в начальной фазе переключения передачи.

• Волнообразное переключение – сопровождается слабыми продольными ускорениями автомобиля.

• Двойной удар – резкое и сильное включение фрикциона или ленточного тормоза коробки передач.

• Жесткое переключение – ощутимое быстрое включение фрикционных элементов коробки передач.

• Запаздывание – задержка включения передачи. Может происходить из-за задержки включения фрикциона или ленточного тормоза при частично или полностью открытой ДЗ или после включения вручную низшего диапазона коробки.

• Конечный удар – происходит на конечной фазе процесса переключения передач из-за резкого полного включения или схватывания фрикционных элементов.

• Мягкое переключение – почти незаметное, очень плавное переключение коробки передач.

• Начальный удар – происходит на первой фазе процесса переключения передач из-за резкого начального включения или схватывания фрикционных элементов.

• Опережение – раннее переключение передачи (до того, как автомобиль достигнет скорости, соответствующей переключению на смежную передачу). Приводит к перегрузке двигателя при переключении на высшую смежную передачу.

• Переключение с перекрытием передач – преждевременное включение фрикционного элемента следующей передачи или запаздывание выключения фрикционного элемента предыдущей передачи. Сильное перекрытие передач приводит к интенсивному буксованию фрикционных элементов под нагрузкой, возрастанию нагрузки и падению оборотов двигателя.

• Позднее переключение – переключение передачи только после того, как автомобиль значительно превысил скорость, соответствующую переключению на смежную передачу. Сопровождается повышением оборотов и шума двигателя.

• Разрыв потока мощности, буксование фрикционных элементов – сопровождается кратковременным, резким увеличением частоты вращения вала двигателя из-за снятия нагрузки в процессе переключения передач.

• Резкое переключение – более сильное, чем при "жестком" переключении, включение фрикционных элементов. Резкое переключение нежелательно при любой степени открытия дроссельной заслонки.

• Толчки – переключение передач, сопровождаемое кратковременными продольными ускорениями и замедлениями автомобиля, сходными с теми, которые могут наблюдаться при буксировке прицепа. Чувствительность толчков увеличивается при заблокированном ГГ.

• Тряска – повторяющиеся интенсивные продольные толчки, похожие на описанные в пункте "Толчки", но более сильные и быстрые. Тряска обычно наблюдается в определенном диапазоне скорости автомобиля.

• Удар – резкое и сильное включение фрикциона или ленточного тормоза коробки передач.

• Циклическое переключение – цепь быстрых, кратковременных переключений смежных ступеней коробки передач, например, 4–3–4-я... передачи. Циклическое переключение сопровождается значительным изменением частоты вращения вала двигателя.

Аббревиатуры:

БРД (PSA) – Блок реле давления.

БУТ (ТСМ) – Блок управления трансмиссией.

ДВВ (AS) – Датчик скорости входного вала трансмиссии.

ДДЗ (TPS) – Датчик положения дроссельной заслонки.

ДСА (VSS) – Датчик скорости автомобиля.

ДТЖ (CTS) – Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя.

ДТТ (TTS) – Датчик температуры рабочей жидкости трансмиссии.

НЗ (NC) – Нормально закрытый (замкнутый).

HP (NO) – Нормально открытый (разомкнутый).

ФБТ (ТСС) – Фрикцион блокировки трансформатора.

ШИМ (PИM) – Широтно-импульсная модуляция сигнала.

ЭРД (PCS) – Электромагнитный клапан регулятора давления.