Двигатель 1,5 л, SOHC, 8 кл
Диагностика неисправностей двигателя
Система смазки
Проверка компрессии
Снятие двигателя в сборе
Замена опор (подушек) двигателя
Замена впускного коллектора
Замена выпускного коллектора
Снятие крышки корпуса распредвала
Шкив коленчатого вала
Снятие передней крышки ремня ГРМ
Снятие шкива распредвала
Снятие шестерни коленвала
Снятие задней крышки ремня ГРМ
Регулировка натяжения ремня
Проверка углового положения распредвала
Замена переднего сальника коленвала
Снятие распредвала, замена гидрокомпенсаторов
Замена клапанных пружин
Снятие ГБЦ и корпуса распредвала
Ремонт ГБЦ
Клапаны - проверка, дефектовка
Толкатели клапанов с гидрокомпенсаторами
Снятие масляного поддона
Приемный патрубок с масляным фильтром
Замена масляного насоса
Ремонт масляного насоса
Замена поршней и шатунов
Замена заднего сальника коленвала
Снятие коленвала
Шатуны и коренные подшипники
Замена вкладышей
Шатунно-поршневая группа
Поршневые пальцы и кольца
Проверка и дефектовка блока цилиндров
Установка поршней
Балансировка маховика
Ремонт резьбовых отверстий

Двигатель (1,5 л, DOHC, 16-кл)
Работа гидрокомпенсаторов зазоров
Система смазки
Замена приводного ремня
Замена подушек (опор) двигателя
Снятие впускного коллектора
Снятие выпускного коллектора
Замена прокладки крышки ГБЦ
Снятие шкива коленвала
Замена ремня ГРМ
Снятие шкивов распредвалов
Снятие шестерни коленвала
Снятие задней крышки ремня ГРМ
Замена переднего сальника коленвала
Замена гидрокомпенсаторов
Снятие ГБЦ
Замена клапанных пружин
Снятие масляного поддона
Снятие приемного патрубка
Замена масляного насоса
Замена поршней и шатунов
Замена заднего сальника коленвала
Снятие коленвала
Система охлаждения
Неисправности системы охлаждения
Проверка термостата
Замена охлаждающей жидкости
Замена термостата
Замена помпы
Замена вентилятора радиатора
Замена расширительного бачка
Замена датчика температуры двигателя
Замена радиатора
Топливная система
Система впрыска
Топливная рампа
Топливные форсунки
Регулятор давления топлива
Корпус дроссельной заслонки
Клапан холостого хода
Датчик положения дроссельной заслонки
Замена топливного бака
Педаль акселератора
Замена топливного фильтра
Топливный насос
Система вентиляции картера
Выхлопная система (глушители)

Толкатели клапанов с гидрокомпенсаторами зазоров


2.30.1. Работа толкателей


Масло подводится к толкателю через боковое отверстие в корпусе толкателя, которое соединено с канавкой и отверстием в плунжере. Затем масло проходит через дозирующий клапан толкателя и по каналу штанги толкателя движется к рычагу клапана. Во время перемещения толкателя под действием кулачка распределительного вала обратный шариковый клапан садится на седло и запирает масло в полости под плунжером. При этом корпус толкателя и плунжер движутся как одно целое. Гильза плунжера, перемещая штангу толкателя, открывает клапан. Под действием сопротивления клапанной пружины происходит небольшая утечка масла из полости плунжера через радиальные зазоры. Из-за этого плунжер получает также небольшое перемещение относительно корпуса толкателя. Во время закрытия клапана толкатель опускает ся. Когда клапан садится на седло, пружина плунжера быстро возвращает его в исходное положение. При этом обратный шариковый клапан открывается и пропускает масло в полость плунжера. Таким образом, устраняются зазоры в приводе клапана.

ДИАГНОСТИКА НЕИСПРАВНОСТЕЙ ТОЛКАТЕЛЕЙ

1) Временный повышенный шум клапанов сразу после запуска двигателя является нормальным явлением. Этот шум объясняется тем, что из части толкателей, которые при неработающем двигателе находились под нагрузкой клапанных пружин открытых клапанов, масло вытекло. Требуется несколько секунд после запуска двигателя, чтобы гидрокомпенсаторы зазоров начали нормально работать.

2) Прерывистый шум на холостом ходу двигателя, прекращающийся при увеличении оборотов вала, может быть признаком дефекта поверхности шарика обратного клапана или загрязнений механизма гидрокомпенсатора.

Устранение

1. Очистить и осмотреть детали толкателя.

2. Заменить изношенный шарик обратного клапана.


3) Повышенный шум при малой частоте холостого хода или на полностью прогретом двигателе. Шум пропадает на холодном двигателе или при увеличении скорости вращения коленчатого вала. Причина заключает ся в больших утечках масла в зазоре между плунжером и толкателем. Заменить изношенный толкатель.

4) Повышенный шум при высоких скоростях движения автомобиля, пропадающий на малых скоростях, может быть вызван следующими причинами:
      – излишне высокий уровень масла (выше метки МАХ на щупе). Интенсивное перемешивание и взбалтывание масла коленчатым валом приводит к попаданию пено-воздушной масляной смеси в гидрокомпенсаторы толкателей. Это вызывает ненормальную работу гидрокомпенсаторов;
      – недостаточный уровень масла (ниже метки MIN на щупе). Приводит к засасыванию воздуха масляным насосом и ненормальную работу гидрокомпенсато ров зазоров. Устранение, долить масло и довести его уровень до нормы;
      – погнут масляный поддон, приподнялся заборный масляный фильтр или ослабло его крепление. Заменить или отремонтировать дефектные детали, подтянуть крепежные болты.

5) Повышенный шум на холостом ходу двигателя, увеличивающийся с ростом оборотов коленчатого вала до 1500 об/мин. Этот шум не связан с работой толкателей. При низкой частоте холостого хода шум может совсем пропадать или проявляться, как легкий стук одного или нескольких клапанов. Возможными причинами могут быть следующие:
      – сильный износ наконечника клапана или рычага;
      – большие зазоры между стержнями клапанов и направляющими втулками;
      – большая несоосность клапана и седла;
      – непараллельность торцов клапанных пружин;
      – большое биение фаски головки клапана;
      – контакт демпфера клапанной пружины с механизмом вращения клапана.

Для проверки состояния пружины и зазоров в направляющих втулках необходимо снять крышку клапанного механизма.
Иногда удается избавиться от этого шума немного повернув пружину или клапан. Повернуть коленчатый вал в положение, при котором подозрительный клапан поднимется с седла. Повернуть пружину. Одновременно повернет ся и клапан. Подобной регулировкой добиться бесшумной работы клапана. Если поворот пружины и клапана не дает результата, проверить состояние пружины. Если деформация изгиба пружины в свободном состоянии превышает 1,6 мм, заменить пружину.
Проверить зазоры между стержнями и направляющими втулками клапанов. Устранить увеличенные зазоры.

6) Постоянный шум, не зависящий от частоты вращения коленчатого вала. Возможными причинами являются увеличенные тепловые зазоры в приводе клапанов или попадание в механизм инородных частиц. Проверить тепловые зазоры клапанов, установив поршень соответствующего цилиндра в верхнюю мертвую точку на такте сжатия. При наличии зазора штанга толкателя свободно перемещается вверх и вниз между кулачком и рычагом клапана. Если зазор нормальный, следует очистить гидрокомпенсатор толкателя.

  Тепловые зазоры клапанов

Нарушение нормальных зазоров может быть вызвано следующими причинами:
      – износ рабочей поверхности рычага клапана;
      – застревание плунжера гидрокомпенсатора в нижнем положении из-за загрязнения или отложений нагара;
      – выход из строя толкателя с гидрокомпенсатором.

Для уменьшения вероятности заклинивания следует очистить детали толкателей от грязи и смолистых пленочных отложений. При сборке следует установить все детали толкателей на свои места, не нарушая комплектацию и приработку деталей.