Автоматическая трансмиссия
Техническая характеристика
ГидротрансформаторТип |
3-х колесный, одноступенчатый, комплексный
|
Диаметр |
245 мм
|
Коэффициент трансформации в стоповом режиме |
1,60 – 2,70
|
Насос
Тип |
Лопастный
|
Привод |
От двигателя
|
Коробка передач и главная передача
Тип |
Планетарная, 4-ступенчатая
|
Диапазон: | |
– P |
Нейтраль, блокировка выходного вала, запуск двигателя
|
– R |
Задний ход
|
– N |
Нейтраль, запуск двигателя
|
– D |
Автоматическое переключение с 1-й по 4-ю передачи и
обратно
|
– 3 |
Автоматическое переключение с 1-й по 3-ю передачи и
обратно
|
– 2 |
Автоматическое переключение с 1-й на 2-ю передачу и
обратно
|
– 1 |
Включение 1-й передачи
|
Передаточные числа коробки передач: | |
– 1 |
2,957
|
– 2 |
1,623
|
– 3 |
1,000
|
– 4 |
0,682
|
– 3. X. |
2,143
|
Передаточное число главной передачи |
3,29
|
Система смазки
Система смазки |
Принудительная под давлением
|
Система охлаждения
Система охлаждения |
Водомасляный теплообменник
|
Трансмиссионное масло
Марка |
DEXRON II-Е
|
Заправочная емкость |
11,5 л
|
Периодичность замены |
Замена не требуется
|
ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ
Таблица включений элементов управления коробкой передач
Расположение электромеханических и электронных устройств трансмиссии
Агрегат 4Т40-Е предназначен для переднеприводных автомобилей и представляет собой автоматическую трансмиссию с электронногидравлическим управлением. В трансмиссии установлена коробка передач с четырьмя передачами переднего хода (в том числе одна передача – повышающая) и одной передачей заднего хода. Управление коробкой передач осуществляет электронный БУТ с помощью двух исполнительных ЭМК переключения. Гидравлическая система трансмиссии питается от лопастного насоса. Давление рабочей жидкости в системе регулируется БУТ с помощью электромагнитного клапана регулятора давления (ЭРД).
Автоматическая коробка передач может работать в одном из семи диапазонов:
Р (Стоянка) – Механическая блокировка выходного вала коробки передач, предотвращающая самопроизвольное движение автомобиля. В целях большей безопасности диапазон Р включается на стоянке одновременно со стояночным тормозом автомобиля.
R (Задний ход) – Включение передачи заднего хода.
N (Нейтраль) – Нейтральное положение коробки передач используется при пуске и работе двигателя на неподвижном автомобиле. Этот диапазон включается также при необходимости запустить заглохший двигатель на движущемся автомобиле.
D (Движение) – Диапазон используется во всех обычных условиях движения автомобиля. Диапазон обеспечивает автоматическое переключение всех передач переднего хода и управление блокировкой ГТ. Дли совершения уверенных и безопасных обгонов применяется включение пониженной передачи при полном нажатии на педаль акселератора.
3 – Диапазон применяется при поездках по городу, при движении в холмистой местности или буксировке прицепа. Диапазон обеспечивает автоматическое переключение 1-й, 2-й и 3-й передач. Включение 4-й передачи невозможно. Принудительное включение пониженных передач производится аналогично диапазону D при полном нажатии на педаль акселератора.
2 – Диапазон обеспечивает автомати ческое переключению 1-й и 2-й-передач. Используется для интенсивного разгона и интенсивного торможения. Диапазон 2 может быть включен на любой скорости автомобиля.
1 – Включение 1-й передачи. Диапазон 1 используется при необходимости интенсивного торможения двигателем. Коробке передач может быть включена в диапазон 1 на любой скорости автомобиля, но включение 1-й передачи произойдет только после снижения скорости автомобиля до 48–56 км/ч.
Автоматическая трансмиссия 4Т40-Е состоит из следующих основных узлов.
Механические узлы трансмиссии:
– гидротрансформатор с фрикционом блокировки;
– цепная передача;
– пять многодисковых фрикционов (2-й передачи Ф2, заднего хода ФЗХ, 3-й передачи
ФЗ, торможения двигателем ФТД и передач переднего хода ФПХ);
– два ленточных тормоза (2-й и 4-й передач Т2/1, 1-й передачи и ЗХ.Т1/ЗХ);
– три муфты свободного хода: две роликовые МСХ (1-й и 2-й передач) и одна кулачковая
МСХ;
– двухрядная планетарная передача;
– главная передача с дифференциалом;
– клапан управления в сборе. Лопастный насос.
Электромеханические узлы и электронные устройства:
– электромагнитный клапан регулятора давления (ЭРД);
– два электромагнитных клапана переключения коробки передач (ЭМК);
– ЭМК с широтно-импульной модуляцией сигнала управления ФБТ;
– датчик скорости входного вала трансмиссии (ДВВ);
– датчик скорости автомобиля (ДСА);
– датчик температуры трансмиссии (ДТТ);
– блок реле давления (БРД);
– электрическая проводка.
Термины, принятые сокращения и аббревиатуры при описании системы АКП
Ниже приведено описание некоторых терминов, сокращений и аббревиатур, связанных с устройством и функционированием автоматической трансмиссии.
Положения дроссельной заслонки (ДЗ):
• Минимальное открытие ДЗ – соответствует углу открытия ДЗ, который необходим для переключения коробки передач на смежную высшую передачу.
• Небольшое открытие ДЗ – примерно соответствует 1/4 хода педали акселератора (25-процентное открытие ДЗ).
• Среднее открытие ДЗ – примерно соответствует 1/2 хода педали акселератора (50-процентное открытие ДЗ).
• Сильное открытие ДЗ – примерно соответствует 3/4 хода педали акселератора (75-процентное открытие ДЗ).
• Полное открытие ДЗ – соответствует полному ходу педали акселератора (100-процентное открытие ДЗ).
• Включение низшей ступени полным открытием ДЗ – быстрое и полное нажатие на педаль акселератора, вызывающее переключение коробки передач на смежную низшую передачу.
• Накат – движение автомобиля при включенной передаче и полностью закрытой ДЗ (отпущенной педали акселератора).
• Торможение двигателем — движение автомобиля с полностью закрытой ДЗ
на принудительно включенной (вручную) низшей передаче.
Характерные особенности процесса переключения передач:
• Буксование – заметное повышение оборотов двигателя, не сопровождаемое
соответствующим ростом скорости автомобиля. Буксование фрикционных элементов
происходит в начальной фазе переключения передачи.
• Волнообразное переключение – сопровождается слабыми продольными ускорениями автомобиля.
• Двойной удар – резкое и сильное включение фрикциона или ленточного тормоза коробки передач.
• Жесткое переключение – ощутимое быстрое включение фрикционных элементов коробки передач.
• Запаздывание – задержка включения передачи. Может происходить из-за задержки включения фрикциона или ленточного тормоза при частично или полностью открытой ДЗ или после включения вручную низшего диапазона коробки.
• Конечный удар – происходит на конечной фазе процесса переключения передач из-за резкого полного включения или схватывания фрикционных элементов.
• Мягкое переключение – почти незаметное, очень плавное переключение коробки передач.
• Начальный удар – происходит на первой фазе процесса переключения передач из-за резкого начального включения или схватывания фрикционных элементов.
• Опережение – раннее переключение передачи (до того, как автомобиль достигнет скорости, соответствующей переключению на смежную передачу). Приводит к перегрузке двигателя при переключении на высшую смежную передачу.
• Переключение с перекрытием передач – преждевременное включение фрикционного элемента следующей передачи или запаздывание выключения фрикционного элемента предыдущей передачи. Сильное перекрытие передач приводит к интенсивному буксованию фрикционных элементов под нагрузкой, возрастанию нагрузки и падению оборотов двигателя.
• Позднее переключение – переключение передачи только после того, как автомобиль значительно превысил скорость, соответствующую переключению на смежную передачу. Сопровождается повышением оборотов и шума двигателя.
• Разрыв потока мощности, буксование фрикционных элементов – сопровождается кратковременным, резким увеличением частоты вращения вала двигателя из-за снятия нагрузки в процессе переключения передач.
• Резкое переключение – более сильное, чем при "жестком" переключении, включение фрикционных элементов. Резкое переключение нежелательно при любой степени открытия дроссельной заслонки.
• Толчки – переключение передач, сопровождаемое кратковременными продольными ускорениями и замедлениями автомобиля, сходными с теми, которые могут наблюдаться при буксировке прицепа. Чувствительность толчков увеличивается при заблокированном ГГ.
• Тряска – повторяющиеся интенсивные продольные толчки, похожие на описанные в пункте "Толчки", но более сильные и быстрые. Тряска обычно наблюдается в определенном диапазоне скорости автомобиля.
• Удар – резкое и сильное включение фрикциона или ленточного тормоза коробки передач.
• Циклическое переключение – цепь быстрых, кратковременных переключений
смежных ступеней коробки передач, например, 4–3–4-я... передачи. Циклическое
переключение сопровождается значительным изменением частоты вращения вала двигателя.
Аббревиатуры:
БРД (PSA) – Блок реле давления.
БУТ (ТСМ) – Блок управления трансмиссией.
ДВВ (AS) – Датчик скорости входного вала трансмиссии.
ДДЗ (TPS) – Датчик положения дроссельной заслонки.
ДСА (VSS) – Датчик скорости автомобиля.
ДТЖ (CTS) – Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя.
ДТТ (TTS) – Датчик температуры рабочей жидкости трансмиссии.
НЗ (NC) – Нормально закрытый (замкнутый).
HP (NO) – Нормально открытый (разомкнутый).
ФБТ (ТСС) – Фрикцион блокировки трансформатора.
ШИМ (PИM) – Широтно-импульсная модуляция сигнала.
ЭРД (PCS) – Электромагнитный клапан регулятора давления.